Для людей с ограниченными возможностями здоровья
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ КОМПЛЕКСНОГО ЭКЗАМЕНА ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ДЛЯ ЛИЦ С ЧАСТИЧНОЙ И ПОЛНОЙ ПОТЕРЕЙ ЗРЕНИЯ)
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящие методические рекомендации определяют специфические особенности организации и проведения комплексного экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ для следующих категорий:
- для лиц с частичной потерей зрения (слабовидящих с остротой зрения от 0,05% до 0,2%),
- для лиц, полностью лишенных зрения (тотальных слепых) и обладающих остаточным зрением (с остротой зрения от светоощущения до 0,04%).
Для определения необходимых условий проведения комплексного экзамена кандидат с полной потерей зрения должен, кроме документов, удостоверяющих личность, предоставить один из следующих документов (оригинал или ксерокопию) с обязательным юридически заверенным переводом на русский язык:
- медицинское заключение;
- документ об установлении инвалидности, выданный государственным учреждением медико-социальной экспертизы.
В случае отсутствия подтверждающих документов образовательная организация по желанию иностранного гражданина может направить его на медицинское освидетельствование в подведомственные медицинские учреждения.
Для лиц с частичной потерей зрения процедура определения условий проведения комплексного экзамена носит заявительный характер: выбор формата экзамена осуществляется по письменному заявлению тестирующегося, в котором указывается следующая информация: степень потери зрения, предпочтительная форма представления контрольно-измерительных материалов, а также указывается необходимость присутствия на экзамене дополнительного сотрудника (тьютора).
2. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО ЭКЗАМЕНА ДЛЯ ЛИЦ С ЧАСТИЧНОЙ ИЛИ ПОЛНОЙ ПОТЕРЕЙ ЗРЕНИЯ
Экзамен проводится только в очном (онлайн) формате, без применения компьютерных вариантов тестовых заданий.
Проведение экзамена для слепых участников осуществляется в отдельных аудиториях (отдельно от других участников тестирования). В ходе экзамена обязательно проведение видеозаписи хода экзамена для последующей корректной интерпретации результатов теста.
При проведении экзамена обязательно присутствие помощников (тьюторов), которые оказывают тестируемым необходимую техническую помощь: помогают занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание и др.
Проведение экзамена осуществляется отдельно от иных категорий иностранных граждан.
Проведение экзамена для слабовидящих участников комплексного экзамена может осуществляться как в общей с другими участниками, так и в отдельной аудитории.
Для данной категории используются варианты тестовых заданий и контрольных листов, выполненных на листах альбомного формата шрифтом «TimesnewRoman» не менее 16-18 пунктов.
При проведении экзамена для данной категории допускается присутствие помощников (тьюторов), которые оказывают тестируемым необходимую техническую помощь: помогают занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание и др.
В аудиториях для проведения экзаменов должно быть предусмотрено наличие увеличительных устройств (например, электронные и обычные лупы), настольных ламп. Освещение в аудитории, где проводится экзамен, должно составлять не менее 300 люкс.
Тестируемые имеют право в любое время обратиться за разъяснением положений инструкций к тьютору.
3. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО ЭКЗАМЕНА
Для лиц с частичной потерей зрения: очная (онлайн) в отдельных или общих аудиториях. Присутствие тьютора - по заявлению тестирующегося. Комлексный экзамен в целях определения знаний по русскому языку проводится в сочетании устной (в виде собеседования) и письменной (в виде тестирования) формах. По истории России и основам законодательства РФ комплексный экзамен проходит в письменной форме (в виде тестирования).
Для лиц с полной потерей зрения: очная, индивидуальное проведение. Присутствие тьютора обязательно, возможно присутствие лица, сопровождающего тестирующегося. Комлексный экзамен в целях определения знаний по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ проводится в устной форме.
4.СТРУКТУРА ТЕСТОВЫХ МАТЕРИАЛОВ
Предлагаемые тестовые материалы разработаны для трех уровней комплексного экзамена:
- ИР (для иностранных граждан, оформляющих разрешение на работу или патент).
- РВ (для иностранных граждан, желающих получить разрешение на временное проживание)
- ВЖ (для иностранных граждан, желающих получить вид на жительство)
4.1 Для лиц с частичной потерей зрения предусмотрены полностью соответствующие по форме и содержанию Типовому тесту материалы. Количесто модулей, а также количество субтестов модуля «Русский язык как иностранный» остается без изменений; оценка результатов производится тем же образом, что и оценка результатов обычного комплексного экзамена. Тем не менее, имеются некоторые особенности:
- Время выполнения субтестов «Лексика. Грамматика», «Чтение», «Письмо» и каждого модуля увеличивается на 50%.
- Учитывается время выполнения самих заданий, но не ознакомление с инструкцией и заполнение полей контрольного листа.
- При необходимости инструкция может быть зачитана тестируемому вслух.
- Лицо, сдающее экзамен, имеет право получить все необходимые разъяснения, связанные с выполнением заданий.
модуль | субтест | Время выполнения субтеста (в минутах) | ||
ИР | РВ | ВЖ | ||
Русский язык как иностранный | Лексика.Грамматика | 15 | 25 | 25 |
Чтение | 25 | 25 | 25 | |
Аудирование | 20 | 20 | 20 | |
Говорение | 10 | 10 | 10 | |
Письмо | 15 | 15 | 15 | |
История России | 25 | 45 | 45 | |
Основы законодательства РФ | 25 | 45 | 45 | |
Общее время экзмена |
135 мин (2ч.15мин.) |
185 мин (3ч.05 мин) |
185 мин (3ч.05 мин) |
При прочтении тестовых материалов сдающий экзамен либо пользуется помощью тьютора, прочитывающего текст от 2 до 4 раз, либо читает самостоятельно. Кандидаты заранее заявляют, в какой форме они хотят получить контрольно-измерительные материалы. В случаях, когда оформление результатов теста требует вмешательства тьютора, необходимо присутствие ещё одного наблюдателя, чтобы минимизировать независящие от лиц с нарушением зрения ошибки при заполнении бланков.
4.2 Для лиц с полной потерей зрения проводится 4 субтеста в устной форме: модуль «Русский язык как иностранный» (аудирование, говорение), модуль «История России», модуль «Основы законодательства РФ».
Время экзамена для лиц с полной потерей зрения составляет:
- для уровня ИР-80 мин (1 час 20 минут)
- для уровня РВ и ВЖ – 120 мин (2 часа)
модуль | субтест | Кол-во вопросов | общее количество баллов | кол-во баллов за правильный ответ | ||
ИР | РВ | ВЖ | ||||
«Русский язык как иностранный» |
Аудирование (20 минут) |
10 | 10 | 10 | 70 | 7 |
Говорение (10 минут) |
80 | Согласно рейторской таблице | ||||
«История России» ИР -25 минут РВП и ВНЖ -45 минут |
10 | 20 | 20 | 100 |
ИР – 10 баллов РВ, ВЖ – 5 баллов |
|
«Основы законодательства РФ» ИР -25 минут РВП и ВНЖ -45 минут |
10 | 20 | 20 | 100 |
ИР – 10 баллов РВ, ВЖ – 5 баллов |
Суммарное количество баллов – 350.
В данном варианте контрольно-измерительных материалов модуль «Русский язык как иностранный» представлен двумя субтестами – «Аудирование» и «Говорение». Субтест «Аудирование» в данном случае выполняет совмещающую функцию субтестов «Лексика. Грамматика» и собственно «Аудирование». Субтест содержит 10 заданий для каждого уровня, при этом соблюдается принцип нарастания лексических трудностей. Задания построены таким образом, чтобы проверить сформированность навыков и умений в максимально компактной форме, тем самым минимизировав нагрузку (в данном случае все задания озвучиваются тестором либо ассистентом, ответы также даются в устной форме, что сопровождается большим напряжением как со стороны тестируемого, так и со стороны лиц, проводящих экзамен). Субтесты «Письмо» и «Чтение» для данной категории не проводятся.
Во всех субтестах задания построены по принципу множественного выбора (один правильный вариант из трех предложенных).
5.ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ЗАДАНИЙ
5.1 Для лиц с частичной потерей зрения формат представления контрольно-измерительных материалов коррелирует с показателями остроты зрения (от 0,05% до 0,2%); тестовые материалы выполнены шрифтом «TimesnewRoman», 36 кегль. В случае необходимости тестируемый может использовать увеличительную лупу. Задания расположены небольшими блоками на листах альбомного формата, что делает их удобными для восприятия. Инструкция по выполнению теста и обозначению правильного ответа в контрольном листе адаптирована с учетом специфики восприятия лиц с частичной потерей зрения.
5.2 Для лиц с полной потерей зрения используется следующая форма представления заданий: тестируемый перед началом экзамена может выбрать вариант ответа- письменный или устный. Информация об этом фиксируется в протоколе экзамена и в аудиозаписи. Содержание всех субтестов, инструкции и варианты ответов зачитываются тестором. Допускается аудиотрансляция вопросов теста; при этом инструкция и необходимые пояснения озвучиваются тестором. При фиксации результатов незрячий кандидат также может прибегнуть к помощи тьютора, которому он диктует ответы, а тьютор по поручению тестируемого вносит их в контрольный лист.