Памятка первокурснику
Дорогой первокурсник!
Мы рады приветствовать Вас в нашем дружном коллективе Бурятской государственной сельскохозяйственной академии. Мы надеемся, что годы, проведенные в стенах нашей Академии, запомнятся как самые лучшие. Впереди у тебя новые знакомства, новые цели и достижения. Самое сложное – это сдача сессий. Мы хотим помочь и дать несколько рекомендаций.
Подготовка к экзаменационной сессии и сдача экзаменов и зачетов является ответственейшим периодом в работе студента. Серьезно подготовиться к сессии и успешно сдать все экзамены – задача каждого студента.
Основное в подготовке к сессии - это повторение всего материала, курса или предмета, по которому необходимо сдавать экзамен. Только тот успевает, кто умеет хорошо повторять материал, который был прослушан на лекциях, законспектирован и закреплен на самостоятельных занятиях. Такое повторение предполагает обобщение, углубление, а в ряде случаев и расширение усвоенных за семестр знаний.
Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции или слушал их невнимательно и не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал, который его товарищи усвоили серьезно, основательно и поэтапно в течение семестра. Для такого студента подготовка к экзаменам будет трудным, а иногда и непосильным делом.
Внимательно прочтите дальнейшие рекомендации!
При подготовке к экзаменам помните:
- Готовиться к сессии желательно с первых дней семестра: не пропускать лекций, работать над закреплением лекционного материала, выполнять все практические и лабораторные работы.
- Приступать к повторению и обобщению материала лучше задолго до сессии (примерно за месяц).
- Перед повторением учебного материала можно ещё раз свериться с типовой и рабочей программами (имеются в библиотеке университета, в методическом кабинете или на соответствующей кафедре), по которым велось преподавание. В случае какой-либо неясности – получить у преподавателя необходимые разъяснения.
- Готовиться к экзамену рекомендуется каждый день в одном и том же помещении и на одном и том же рабочем месте, т.к. в этом случае устанавливается ассоциативная взаимосвязь между окружающей обстановкой и процессом переработки информации. Это дает возможность в дальнейшем на экзамене воспроизводить все мельчайшие детали этой обстановки (что сделать довольно легко), а через установившиеся ассоциативные связи - саму информацию, которую требовалось запомнить непосредственно для экзамена. Возможны и другие искусственные приемы для запоминания, которых великое множество и которые должны быть в арсенале у каждого студента.
Одно из важных условий укрепления памяти - это её постоянная тренировка. Хотя мысль о том, что повторение - мать учения, не оригинальна, нельзя лишний раз не сказать, что именно это упражнение - самое действенное и результативное.
- Начинать повторение следует с чтения конспектов. Прочитав внимательно материал по предмету, приступить к тщательному повторению по темам и разделам. На этом этапе повторения следует использовать учебник и рекомендованную преподавателем дополнительную литературу. Нельзя ограничиваться при повторении только конспектами, т.к. в них все записано весьма кратко, сжато, только самое основное. Вузовские же дисциплины надо усвоить достаточно широко с учетом всей программы курса. Это можно сделать только с помощью учебника и дополнительной литературы.
- Повторяя материал по темам, надо добиваться его отчетливого усвоения.
При повторении можно использовать следующие приемы овладения знаниями:
Ø про себя или вслух рассказывать материал;
Ø ставить самому себе различные вопросы (и почаще) и отвечать на них, руководствуясь программой (применять самоконтроль);
Ø делать дополнительные записи, схемы, помогающие обобщить материал, синтезировать его;
Ø рассказывать повторенный и усвоенный материал своим товарищам, отвечать на их вопросы и критически оценивать изложенное;
Ø повторяя и обобщая, записывать в блокнот все непонятное, всякие сомнения, вновь возникающие вопросы и обязательно выяснить их на консультациях.
Повторение, в основном, надо закончить за день до экзамена, чтобы повторенный и закрепленный материал "отстоялся" в сознании и памяти. В этом случае останется некоторый резерв времени на доработку каких-либо упущений, а ответы на экзамене будут спокойнее, увереннее, без лишнего напряжения.
В дни подготовки к экзаменам избегайте чрезмерной перегрузки умственной работой, придерживайся гигиенического режима, чередуйте труд и отдых.
Сразу после обеда (1-1,5 часа) заниматься не рекомендуется (труд малопроизводителен). Лучше сделать прогулку, выполнить какую-либо работу, не связанную с подготовкой к экзамену, либо поспать (если есть потребность - это самый лучший вариант). Затем надо опять напряженно позаниматься 2,5-3 часа и 1-2 часа после ужина.
Не засиживайтесь за полночь. Сохраняйте в комнате общежития тишину, чистоту и порядок. Во время своего отдыха не мешайте готовиться товарищам. Хорошо, если в комнате создана деловая обстановка, где все одновременно работают или отдыхают.
Старайтесь весь объем работы распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки к экзамену, и контролировать каждый день выполнения работы, старайтесь немного перевыполнить план. Тогда у Вас всегда будет резерв времени.
В день, предшествующий экзамену, занимайтесь не более чем до 19 часов. Лучше до сна в этот день погулять где-нибудь в тихом месте (парк, лес), собраться с мыслями, но постарайтесь не отвлекаться на посторонние дела. Утром обязательно позавтракайте. Тогда на экзамен Вы придёте бодрыми и уверенными в своих силах. После сдачи экзамена остаток дня посвятите отдыху. Но не забудьте все подготовить для работы на следующий день. Старайтесь не употреблять спиртные напитки: даже в малых количествах они снизят работоспособность на несколько дней.
Свой бюджет надо продумать и организовать так, чтобы в период сессии Вы могли хорошо и своевременно питаться 3-4 раза в день.
Несколько слов о питании. В составе пищевых продуктов должно быть достаточное количество жизненно необходимых веществ, к числу которых относятся белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы. Кроме того, от пищи требуется, чтобы она была достаточно калорийной (для обеспечения нужного притока энергии) и в то же время не обильной, ибо тогда она не успевает полностью перевариться.
В период подготовки к экзаменам и перед ними не рекомендуется применять различные фармакологические вещества (транквилизаторы и пр.).
Не отчаивайтесь, если на экзамене получили не ту оценку, на которую рассчитывали. Хотя экзамен в какой-то степени и "лотерея", но оценка всегда, как правило, соответствует тому уровню знаний, который Вы показали на экзамене. Основой для определения оценки на экзамене служит уровень усвоения студентами материала, предусмотренного учебной программой соответствующей дисциплины.
К вышесказанному можно лишь добавить, что преподаватель на экзамене ставит в качестве цели только оценить работу студента в течение всего семестра, а не "завалить" его. Хорошо подготовленному студенту можно невольно лишь занизить оценку, но поставить "неудовлетворительно" - никогда. Помните старое шутливое выражение: "На экзамене у студента нет большего врага, чем сам студент".
Все эти рекомендации позволят Вам основательно овладеть знаниями, успешно сдать зачеты и экзамены, сохранив нормальное здоровье. И тем, кто будет пытаться идти в учении по пути наименьшего сопротивления, а причины своих неудач искать вне себя, Вы сможете сказать: "Систематически и напряженно работай! Тогда добьешься успеха!"
Если у Вас возникают трудности и сомнения, Вы хотели бы попросить совета или решить проблему - приходите к нам, звоните.
Мы будем рады Вам помочь!
Кабинет социально-психологической службы находится в аудитории № 412 (4 этаж).
Позвонить можно по телефонам: 449400 – спросить Оксану Дмитриевну; 441920 – Марину Владимировну, Аюну Сырен-Доржиевну.