Лица Бурятской ГСХА: Интервью с Антоном Прокопьевичем Батудаевым
Версия для слабовидящих

En | Ch

jtemplate.ru - free extensions for joomla

Лица Бурятской ГСХА: Интервью с Антоном Прокопьевичем Батудаевым

Героем нашей публикации стал один из самых уважаемых профессоров Бурятии – Антон Прокопьевич Батудаев. Антон Прокопьевич является профессором, доктором сельскохозяйственных наук, и вот уже на протяжении 36 лет занимается развитием земледелия в республике. В область научных интересов профессора входят севообороты, обработка почвы, плодородие почвы, биологизация земледелия, ресурсосберегающие технологии. Он вырастил 15 кандидатов наук и 1 доктора наук, и стал для них ярким примером Учителя, с чьим именем связано развитие аграрного образования и науки в Бурятии.

Это интервью заканчивает цикл публикаций, посвященных преподавателям академии, показавших лучшие результаты своей деятельности в ушедшем году, в число которых вошел Антон Прокопьевич, став лучшим профессором 2020 года. И, одновременно, этим интервью открывается проект «Лица Бурятской ГСХА», посвященный 90-летию Бурятской государственной сельскохозяйственной академии. В этом проекте через публикации, фотографии и видеосюжеты мы с вами поближе узнаем не только ведущих преподавателей, но и именитых выпускников, студентов и сотрудников Бурятской ГСХА.

Антон Прокопьевич, расскажите, пожалуйста, как складывался Ваш профессиональный путь?

Начнем с того, что в 1967 году я поступил на агрономический факультет в наш сельхозинститут, затем учился в аспирантуре в Московском государственном университете у Николая Сергеевича Авдонина, академика ВАСХНИЛ (Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина), и в 82-ом году защитил кандидатскую диссертацию. С 80-го по 85-ый годы работал главным агрономом в Подмосковном опытно-производственном хозяйстве «Росхмель». Затем вернулся домой в Бурятию и с 85-го до 1999 года работал в БурНИИСХ, старшим научным сотрудником и заведующим отдела почвозащитного земледелия с одновременным исполнением обязанностей ученого секретаря института. В сентябре 99-го года по конкурсу прошел на замещение должности заведующего кафедрой общего земледелия БГСХИ. И вот с тех пор работаю в родном институте. Я был заведующим кафедрой, с 2005 по 2008 был деканом агрономического факультета. Затем решил, что надо плотнее заниматься наукой, у меня появилось много аспирантов и времени стало не хватать, начались проблемы со здоровьем. Все наложилось друг на друга в это время, и я решил, что деканство и научная деятельность не очень хорошо совмещаются и ушел на свою кафедру. Я продолжал оставаться членом диссертационного совета нашего агрономического факультета, а с 2008 по 2019 год был председателем этого диссертационного совета.

Если бы не ученым, то кем бы Вы хотели стать еще?

Я никогда себе такую мысль не придумывал. Что есть у меня, то и есть, сегодня я ученый и преподаватель высшей школы. Но если возвращаться в юность, то могу сказать, что когда я приехал из далекой деревни в Улан-Удэ в 1967 году, то даже не знал какие институты тут имеются, и сразу пошел в технологический институт, он находился в центре, тут мне предложили стать инженером-электриком и я согласился.

У нас, молодежи, раньше был такой обычай, когда приезжали из деревни, надо было обязательно посидеть на скамеечках, которые раньше стояли между оперным театром и «Прогрессом» (прим. кинотеатр). И я, как и всякий абитуриент, решил это сделать. Сел, смотрю по улице Ленина поднимаются два молодых товарища, пригляделся, а это мои земляки – один мой друг-одноклассник, другой – мой двоюродный брат. Обрадовались, стали расспрашивать, кто куда поступает. И когда они узнали, что я подал документы в технологический, стали меня отговаривать и звать в сельхозинститут «Давай с нами! Будем втроем на агрофаке учиться!». А я документы уже сдал, тот день был 31 июля – последний день приема документов и с завтрашнего дня начинаются экзамены. В итоге мы втроем побежали забирать мои документы. Сначала нам не хотели их отдавать, но после долгих уговоров сказали «Ну ладно, забирай». В сельхозинститут мы прибежали за 15 минут до закрытия приемной комиссии. Успели. В тот день я был предпоследний, за мной была еще одна девушка.

Вот таким образом я оказался в сельхозинституте, и никогда не жалел, что стал агрономом, потому что сам рос в деревне (с. Каха, Осинский район, Иркутская область), все мои братья и сестры остались работать в родном колхозе, мужчины работали трактористами, комбайнерами. А я уехал с мыслью получить высшее образование. И с тех пор, как выехал из своей деревни, к сожалению, на родной земле поработать не удалось.

Что является самым ценным для Вас в профессиональном росте?

Безусловно, это опыт. С самого начала я шел по одному пути – агрономия, урожай, почва. Опыт, полученный мною в предыдущие годы, помогает мне и сегодня. Это касается и преподавательской деятельности. Уже имея определенный опыт работы с аспирантами, я могу подобрать разный подход, по-разному их «натаскивать». Преподаватели тоже бывают разные, бывает так, что молодой человек после института пришел в аспирантуру, защитился через 3 года и зачастую начинает сразу преподавать, но это чисто теоретизированный преподаватель, у него нет опыта общения с практикой и работы в производстве, и ему может быть сложно.

А мне, в общем-то, повезло. После окончания института в 1972-ом году Николай Васильевич Барнаков оставил меня в институте на кафедре, и я у него 4 года был младшим научным сотрудником агрохимической опытной станции. Тогда она считалась крупной опытной станцией БурСХИ, и вместе с преподавателями и аспирантами агрономического факультета ездил на Тапхар, закладывал различные полевые опыты. Потом меня направили учиться в МГУ, и там этот опыт мне очень пригодился. Выпускники МГУ, поступившие со мной в аспирантуру, конечно, надо признать имели хорошую теоретическую подготовку, а у меня в то время теории было маловато, но когда мы, аспиранты, приехали на опытное поле факультета Почвоведения закладывать свои опыты, то тут уже я был как «профессор», все бежали ко мне – «Антон, помоги!»

Когда после 5 лет работы главным агрономом в Подмосковье, пришло время вернуться домой, я, опираясь на полученный опыт, вновь стал освежать и получать новые знания по бурятскому земледелию. В БурНИИСХ работали такие опытные агрономы как Бохиев Василий Борисович, Емельянов Александр Михайлович, Лопухин Тимофей Петрович, и через некоторое время я смог встать в один ряд с моими учителями.

Расскажите о своей научной деятельности. Что Вы считаете в ней самым важным?

В работе я стараюсь уделять одинаковое внимание всем основным вопросам агрономии – это севообороты, обработка почвы, защита от вредных объектов и другие. Что из них самое важное для меня? Даже до сего дня я не смогу вам этого сказать, потому что они все для меня очень важны, одно без другого не может хорошо работать и развиваться. Занимаясь севооборотами, я должен хорошо знать обработку почвы, занимаясь обработкой почвы, должен знать, как бороться с теми же сорняками. Получив урожай, должен знать, как его убирать, хранить и т.д. Поэтому все эти вопросы для меня очень важны. Да, возможно, кто-то любит заниматься только одним вопросом, обработкой почвы, например, но я считаю это неправильным, в агрономии, в сельском хозяйстве все должно быть системно.

Сегодня наука движется вперед, появляются новые направления, новые мысли, мнения. В России 85 регионов и все они разные, в каждом регионе ведется своя работа по развитию агрономии, местные исследователи знают, что для них самое важное, главное. Для Бурятии самое главное это влага и плодородие наших почв. И мы с учениками ведем работу по этим вопросам. Все мои 15 аспирантов, теперь они кандидаты наук и один доктор наук, вели работу в этом направлении под моим руководством. Полученные результаты на опытных делянах апробировались и внедрялись практически по всей республике. И в последующие годы работники СПК «Колхоз Искра» даже говорили приезжающим агрономам «А у нас всегда так было», а ведь это были результаты наших исследований, которые ушли в производство, и были признаны в хозяйствах республики.

Сегодня появились мощные трактора нового поколения, новые средства химической защиты, новые сорта растений, да и коллеги наши говорят, что меняется климат, наступает глобальное потепление. И эти изменения заставляют нас проводить новые исследования, разрабатывать новые технологии, чтобы работы на наших полях шли эффективно.

Мои аспиранты готовили свои работы по разным научным направлениям – один работал с севооборотами, два других по обработке почвы, четвертый по защите растений, пятый по склоновому земледелию и так далее. Разные работы у нас рождались, которые потом ушли в производство.

Что в вашей работе приносит Вам наибольшее удовлетворение?

Интересный вопрос. Конечно, на каждой ступени нашей жизни бывают те или иные моменты, которые становятся самыми ценными для нас. Когда я работал агрономом в Подмосковье, то очень радовался, когда получал хороший урожай, ведь я приехал из далекой Сибири и здесь, в Подмосковье, на другой почве и в совершенно других условиях, получаю такой результат. Затем это были успешно заложенные и проведенные полевые опыты, публикации статей и монографий. В последние годы меня особенно радуют мои аспиранты, которые защищаются, становятся кандидатами, учеными и успешными людьми. Я стараюсь с ними говорить не только о науке, но и о жизни. Возможно, это даже важнее, чем чистая наука, чтобы в этом молодом человеке зародить патриотизм, чувство любви к родной земле и своей Родине. Если они эту мысль через себя пропускают и начинают так думать, то это самое главное и ценное, и от этого я получаю наибольшее удовлетворение.

Очень важно, чтобы человека, который пришел учиться в нашу академию и потом пошел в аспирантуру, на каждой ступени сопровождали преподаватели и руководитель, которые не забывали с ним говорить о важных человеческих ценностях. И в целом это очень важно, чтобы человека на всех этапах жизни сопровождали старшие и мудрые товарищи, тогда он вырастет действительно настоящим человеком.

Кого Вы могли бы назвать Учителями, которые повлияли на вас? Что они для Вас значили?

Этот вопрос для меня не сложный. Первый учитель появился в те 4 года, когда я работал на кафедре растениеводства БСХИ, это был Николай Васильевич Барнаков. Я многое у него почерпнул, он тот, кто привел меня к научной деятельности. Второй учитель – Николай Сергеевич Авдонин, академик ВАСХНИЛ. Это был очень мудрый человек, он научил меня, как вести науку, что в науке самое важное и ценное, и это на самом деле важно, чтобы аспирант понимал, для чего он все это делает.

Затем, когда я пришел в БурНИИСХ, здесь учителями стали Василий Борисович Бохиев, с ним я вновь осваивал бурятское земледелие после Подмосковья, Александр Михайлович Емельянов и Тимофей Петрович Лопухин, мой друг. И я рад, что на моем пути мне встретился не один учитель, а их было несколько. Этих людей я с удовольствием называю своими учителями.

Ваш самый важный совет молодым ученым?

Советов можно дать много, но самый важный это работать. Работать по выбранной своей специальности. Работать, потому что если не будешь этого делать, то ничего и не будет. В это слово я вкладываю глубокий смысл, надо действительно работать, а не сидеть и отрабатывать. Вот тогда все и получится.

Наше интервью выходит в преддверии празднования 90-летия академии. Что значит для Вас работа в Бурятской ГСХА? Что Вы ей пожелаете?

Академия – это моя альма-матер. Молодым юношей я открыл двери сельхозинститута в первый раз и фактически далеко от нее не уходил. Академия вырастила меня и сделала тем человеком, который я есть. Хорошим ли, плохим ли, но, наверное, человеком (смеется).

Желаю нашей академии быть всегда и не утратить свои добрые традиции. Чтобы из стен академии выходили хорошие люди, хорошие специалисты, которые смогут внести большой вклад в свою работу по избранной специальности. И, конечно, пожелаю нашему новому руководству больших трудовых успехов и всего самого хорошего.

 

Беседовала Эржэна Цыдыпова