Международная Научно-исследовательская экспедиция «ТрансЕвразийский перелет Леман — Байкал»
- Подробности
- Опубликовано 27.08.2013 15:21
- Автор: ИЗКиМ Канаева Е.Д., Хамнаева Г.Г.
На Байкале стартовал российский этап уникальной научно-исследовательской экспедиции «ТрансЕвразийский перелет Леман — Байкал». В 2008–2010 годах, в течение трех сезонов ученые разных профилей: биологи, геологи, гидрофизики и гидрохимики исследовали озеро с помощью глубоководных аппаратов «Мир-1» и «Мир-2».
Теперь байкальскую природную территорию ученые начали изучать с воздуха, при помощи сверхлегких летательных аппаратов: дельталетов, к которым крепится современное научное оборудование.
Дельталеты с 10-метровым размахом крыла напоминают ярких бабочек. Этакий гибрид дельтаплана с мототележкой. Сверхлегкие аппараты были сделаны во Франции специально для трансъевразийского перелета Леман — Москва.
Старт «воздушной» экспедиции был дан 17 мая 2013 года на берегу Женевского озера. Далее маршрут перелета прошел через Швейцарию, Германию, Австрию, Словакию, Польшу, Эстонию. 14 июня сверхлегкие аппараты приземлились во Пскове, где прошли исследования Чудского озера. А потом на грузовиках дельталеты переправили на Байкал.
Первую точку базирования дельталетов — поселок Истомино — выбрали как раз там, где Селенга впадает в Байкал. Здесь же находится и научная база Байкальского института природопользования, где была первичная обработка полученных данных.
Первый этап международной швейцарско-российской научно-исследовательской экспедиции «ТрансЕвразийский перелет Леман-Байкал» завершился в августе 2013 года. Проект рассчитан на три года. В этом году была фактически проба пера. Разработанную методику ученые опробовали на Женевском озере в Швейцарии. Теперь эти же новейшие методы применяли на Байкале. Обработка собранных данных займет несколько месяцев. В результате определится, какие методы наиболее эффективны. Параллельно были отобраны пробы воды с лодки, сделан их химический и биологический анализы. Потом будет проведена корреляция между аэросъемкой и пробами на воде.
От Бурятской государственной сельскохозяйственной академии в экспедиции приняли участие сотрудники института землеустройства, кадастров и мелиорации во главе с к.г.н., и.о. доцента Канаевой Евгенией Дмитриевной.
Сотрудниками кафедры «Кадастр и право» Канаевой Е.Д. и Хамнаевой Г.Г. в течение 2012 года была разработана «Программа исследований по проекту «Дельталеты: Леман – Байкал» и передана в БИП СОРАН. После долгих ожиданий, наконец-то мы увидели нашу академию в списках участников международной экспедиции: Фонд содействия сохранению озера Байкал (президент – А.Н. Чилингаров), Фонд исследования озера Леман eLEMO, Байкальский институт природопользования СО РАН, Лимнологический институт СО РАН, географический факультет МГУ, институт оптики атмосферы им. В.Е. Зуева СО РАН при содействии Русского географического общества, Институт экологических исследований им. Пьера Симона Лапласа (Франция), Лозаннский федеральный политехнический институт (Швейцария), Бурятская государственная сельскохозяйственная Академия и др.
Канаева Е.Д.: У дельталетов есть допуски по боковому и встречному ветру, по турбулентности. Такие сверхлегкие машины предназначены для полетов в простых метеоусловиях. Когда сильный, порывистый ветер — такая машина не летает. Дельталет может опрокинуться, сделать «кувырок», разрушиться в воздухе. Нам повезло с погодой, вылет был одобрен.
Сажусь на заднее сиденье аппарата, надеваю куртку. Температурный режим на высоте резко отличается от жары на земле. Меня экипируют как космонавта: надевают массивный шлем, в который вмонтированы наушники и переговорное устройство, пристегивают горизонтальными и вертикальными ремнями.
Двухметровая люлька под объемным крылом кажется игрушечной. Над нами — практически парус, на каркас из дюралюминиевых труб в виде греческой буквы «дельта» натянут синтетический материал — дакрон. Для придания обтекаемого профиля наш купол-парус подкреплен тонкими изогнутыми трубками — «латами».
Пилот прибавляет газу, увеличиваются обороты двигателя, соответственно — и тяга винта, воздушным потоком нас толкает вперед...
Скорость ветра — 12 м/с. Выруливаем на старт. «Взлетка» для дельталетов невелика: около 150 метров. Подскакивая на кочках, стремительно несемся в сторону Байкала. Пилот манипулирует трапецией в руках, и нас, как из катапульты, подбрасывает вверх. Опрокинувшись на спину, коленями вперед мы уносимся в облака. От волнения, страха, восторга мне трудно дышать... Теперь я понимаю истинный смысл выражения «дух захватывает». Но ускорение падает, наш дельтолет выравнивается и плывет, трепеща, над Байкалом уже в горизонтальном положении. Людей внизу не видно, машины — размером со спичечный коробок.
Спохватившись, хватаюсь за фотоаппарат. Мы уходим в вираж, над головой потоком воздуха рвет крыло, вибрации передаются на тележку. Нас бросает из стороны в сторону. Снова крен градусов 60. Земля вращается... Судорожно вцепилась в металлические дуги под сиденьем. Инстинкт самосохранения еще никто не отменял.
Внизу — Байкал с его многочисленными заливами и островами. 23 тысячи кубических километров чистейшей воды. Длина — как расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга. Я щелкаю фотоаппаратом, уже не думая ни о «срывных характеристиках», ни о «сваливании на крыло».
Сделав два больших круга над озером, по нисходящей спирали заходим на посадку. Кажется, что зелень по берегам Байкала можно погладить рукой... Потом я разом перестаю чувствовать свое тело. Практически в свободном полете мы пикируем вниз. Неудивительно, что особенно экстремальной считается именно посадка. Дельталет, подскакивая высоко на буграх, останавливается. Ощущения словами не передать .....
Обрабатывать полученные данные будут ученые Лозаннской политехнической школы, французского Института атомной энергии, географического факультета МГУ, Санкт-Петербургского метеорологического университета, Байкальского института природопользования и специалисты Лимнологического института Сибирского отделения Академии наук.
Сотрудники ИЗКИМа планируют использовать дельталеты в прикладных хозяйственных целях. Уже в этом году проведены съемки с воздуха сельских поселений в Кабанском районе Бурятии для составления тематических и кадастровых планов и начаты исследования Кабанской оросительной системы.
Мы занимались дистанционным зондированием, для аэросъемки использовались несколько камер. Одна из них цветная, вторая — инфракрасная, третья — термальная, и самая важная для нас — гиперспектральная, она собирает информацию в 250 спектральных диапазонах. Полученная с помощью этой камеры информация позволяет сделать геоэкологический анализ земельных ресурсов, который необходим в качестве основы в формировании региональной комплексной автоматизированной системы геоэкологической оценки состояния земель.
Канаева Е.Д., Хамнаева Г.Г.