Учебно-методическая работа
Основная цель кафедральной работы в 4-х направлениях деятельности – создание условий, способствующих повышению эффективности и качества учебного процесса в целях улучшения качества подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием. Решение задач, обеспечивающих достижение основной цели методической работы, осуществляется на кафедре физического воспитания в формах: учебно-методической работы, научно-методической работы, организационно-методической работы. С 2021 года для реализации этой деятельности на кафедре привлечены 10 преподавателей: 1 и.о. доцента, 3 ваковских доцента (один кандидат педагогических наук), 2 ст. преподавателя, 4 преподавателя. Из них: 1 заслуженный мастер спорта, 2 мастера спорта международного класса, 4 мастера спорта СССР, 2 кандидата в мастера спорта. Практически все преподаватели имеют профильное высшее образование (табл. 1).
Таблица 1
Профессорско-преподавательский состав кафедры физического воспитания
№ пп | Ф.И.О. | Должность, уч. степень | Профильное образование | Спортивное звание |
1. | Жигжитов Э.Ц. | И.о. доцента | преподаватель ФК | Заслуженный мастер спорта |
2. | Бардамов Г.Б. | доцент, к.п.н. | преподаватель ФК | Мастер спорта СССР |
3. | Батуев А.И. | доцент | преподаватель ФК | Кандидат в мастера спорта |
4. | Цыремпилов В.Б. | доцент | преподаватель ФК | Кандидат в мастера спорта |
5. | Тагангаева Н.А. | ст. преп. | преподаватель ФК | Мастер спорта СССР |
6. | Шулунов А.Р. | ст. преп. | преподаватель ФК | Мастер спорта СССР |
7. | Сункуева Г.Б. | преподаватель | преподаватель ФК | - |
8. | Арамхиева С.В. | преподаватель | преподаватель ФК | Мастер спорта международного класса |
9. | Базаров Б.Б. | преподаватель | преподаватель ФК | Мастер спорта международного класса |
10. | Толмачев Г.Ф. | преподаватель | преподаватель ФК | Мастер спорта СССР |
Учебно-методическая работа направлена на совершенствование методики преподавания дисциплин «Физическая культура и спорт», «Элективные дисциплины (модули) по физической культуре и спорту», «Базовая физическая культура» и «Базовые виды спорта». С целью решения этой педагогической задачи на кафедре выбрана общая тема «Вузовская система внедрения Всероссийского комплекса «Готов к труду и оброне» (ГТО) в учебный процесс» (руководитель Г.Б. Бардамов), способствующая активизировать творческую деятельность преподавателей в направлении повышения уровня мотивации и интереса студентов к видам учебных дисциплин, согласно полученным указаниям Федерального государственного стандарта РФ.
Отсюда кафедральная учебно-методическая работа включает следующие виды деятельности:
- подготовка к лекционным, семинарско-практическим занятиям;
- составление и корректировка рабочих программ по дисциплинам;
- подбор и разработка дидактических материалов (наглядных пособий, раздаточных материалов и др.);
- составление карт обеспеченности дисциплин учебной и учебно-методической литературой, учебно-методической документацией;
- составление документов по планированию учебного процесса (календарно-тематических планов, графика самостоятельной работы студентов и др.);
- взаимопосещение занятий, участие в проведении показательных, открытых и пробных занятий.
На сегодняшний день преподавание всех дисциплин ведутся в соответствии с рабочими программи, оценочными средствами, методическими указаниями по всем профилям и направлениям подготовки бакалавриата. Так, по всем дисциплинам разработаны программы по 22 направлениям очной формы обучения и 17 направлениям заочной, обеспечивающих формирование компетенций, согласно Федеральным государственным стандартом РФ. На основе программного обеспечения учебный процесс по дисциплине «Физическая культура и спорт» для студентов 1 курса очной и заочной формы обучения изучение учебного материала организованы в 1-й семестре учебного года по типу лекционного занятия на всех факультетах/институтах, которые проводят более подготовленные преподаватели кафедры. На втором семестре ведется практические занятия по «Элективным дисциплинам (модули) по физической культуре и спорту». Для студентов 2 и 3 курсов преподается следующие дисциплины: «Базовая физическая культура», «Базовые виды спорта» и «Адаптивная физическая культура и спорт». Содержание рабочей программы всех дисциплин реализуется согласно тематическому планированию, утвержденной УМУ академии.
Научно-методическая работа направлена на перспективное развитие педагогического процесса, совершенствование его содержания и методики преподавания, поиск новых принципов, закономерностей, методов, форм и средств, технологий организации учебного процесса на основе проведения исследований и обобщения передового опыта. Научно-методическая работа включает следующие виды деятельности:
- выполнение научно-методических работ по проблемам высшего образования;
- написание и подготовка к изданию монографий педагогической тематики, учебников и учебных пособий, научно-методических статей, подготовка докладов на научно-методические конференции;
- рецензирование учебников, учебных пособий, конкурсных и других материалов;
- разработка новых образовательных технологий;
- подготовка и анализ результатов научно-методических конференций;
- повышение качества подготовки выпускаемых специалистов и магистров, что обеспечивается за счет совершенствования учебного процесса и активного участия студентов в научно-методической деятельности.
Для реализации выделенных направлений деятельности определена общая кафедральная тема: «Педагогические аспекты развития преподаваемых учебных дисциплин» (руководитель Г.Б. Бардамов). Вся работа нацелена на непосредственное методическое обеспечение учебного процесса, внедрение в него рекомендаций, наработанных в результате исследований по направлению выбранной темы, а также регулярного повышения уровня педагогической квалификации профессорско-преподавательского состава кафедры.
Организационно-методическая работа – мероприятия по управлению методической работой. Организационно-методическая работа включает в себя следующие виды деятельности:
- проведение работы по профессиональной ориентации молодежи при поступлении в вуз;
- работа в приемной комиссии;
- подготовка материалов к заседаниям кафедры, Ученого совета факультета (академии);
- работа в составе (в качестве председателя или члена) методической группы кафедры;
- организационно-методическая работа по приему контрольных испытаний комплекса ГТО;
- участие в подготовке и организации работы конференций, семинаров, смотров, конкурсов, выставок;
- участие в подготовке и организации спортивно-массовых, спортивно-развлекательных мероприятий по линии спортивного клуба академии.
Все три вида методической работы в высшей школе, решая специфические задачи, взаимосвязаны друг с другом. Профессионализм преподавателя вуза сегодня, как никогда ранее, определяется не только знаниями и умениями по преподаваемой дисциплине, но научно-методической подготовленностью.