Научно-исследовательская работа
История истока научно-исследовательской деятельности кафедры начинается с середины 70-х годов, с Владимира Александровича Фомина, который начал заниматься по теме обоснования исторических данных развития спортивного достижения в СССР и Бурятии. C1976 по 1979 год (аспирант ГЦОЛИФК кафедры истории управления и организации физической культуры и спорта г. Москвы, научный руководитель Столбов Виталий Васильевич, д.п.н., профессор), выполняет диссертационную работу по теме «Исторические предпосылки вступления советских спортивных организаций в Международное Олимпийское движение» и успешно защищает работу на ученую степень кандидата педагогических наук. С приходом его на заведование кафедрой (1983-1989 гг.), кафедра начала работать над проблемой внедрения национальных видов спорта и народных игр в учебный процесс.
С 1977 по 1979 годы в очную аспирантуру МОПИ им. Крупской г. Москвы поступает Станислав Владимирович Калмыков (научный руководитель - д.п.н., профессор НИИ г. Москвы Александр Александрович Новиков). Он один из первых исследователей начал работу над внедрением тренажерных устройством в учебно-тренировочный процесс борцов сборной команды страны и Республики. Старшие тренера сборных команд по вольной и грекоримской борьбе с недоверием и опаской отнеслись к нововеянию и апробированию современных тренировочных устройств, эффект которых не было доказано, что затруднило оформление его диссертационной работы.
В 1986 году поступает в аспирантуру ГЦОЛИФКа Гаврил Борисович Бардамов (научный руководитель д.п.н., профессор Юрий Аванесович Шахмурадов). В начале марта 1989 года защищает на диссертационную работу по теме «Методика преподавания базовой техники вольной борьбы в ИФК» на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.
В 2006 году Александр Ильич Антропов в Бурятском государственном университете под руководством д.п.н., профессора Степана Владимировича Калмыкова защитил диссертационную работу по теме «Физическое воспитание в вузах с учетом спортивных интересов студентов и этнокультурных традиций» на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.
В настоящее время научно-исследовательской деятельностью занимаются следующие преподаватели кафедры по следующим направлениям исследования:
Темы исследования | Сроки | Исполнители |
Этнокультурные особенности спортсменов-единоборцев в аспекте «Восток-Запад» | 2014-18 гг. | Бардамов Г.Б., к.п.н., доцент |
Роль этнических составляющих спортивного клуба в организации физкультурно-спортивной деятельности среди студентов(на примере деятельности спортклуба БГСХА) | 2014-17 гг. | Алексеев И.С., ст. преподаватель |
Адаптивные средства повышения работоспособности борцов при травме опорно-двигательного аппарата | 2015-18 гг. | Алексеев И.С., ст.преподаватель |
История развития кафедры физического воспитания (1956-2016 гг.) | 2015-17 гг. | Антропов А.И., к.п.н., доцент |
Особенности учебно-тренировочной работы по снижению травматизма в юношеском спорте | 2014-18 гг. | Цыремпилов В.Б.,доцент |
В 2013 году Г.Б. Бардамов защитил докторскую диссертацию по теме: «Научно-методические основы управления подготовкой спортсменов-единоборцев с учетом их этнокультурных особенностей». Им опубликовано более 120 научных статей, из них по теме диссертации 58 работ, выпущены три монографии: «Вольная борьба: развитие и стратегия совершенствования тактико-технического мастерства» (2002г.), «Этнопедагогические и этнопсихологические основы подготовки спортсменов-борцов» (2007), «Технологии индивидуализации подготовки спортсменов-борцов вольного стиля» (2008г.), а также в соавторстве с коллегами по работе выпустил учебно-методическое пособие «Каратэ: история, современность, перспектива» (2003 г.), учебное пособие для студентов высших учебных заведений по направлению 032100 – «Физическая культура» с рекомендательным грифом УМО вузов РФ по образованию в области физической культуры и спорта. В 2006 году принял участие в Международном конгрессе в г. Санкт-Петербурге (ГУФК им. Лесгафта) по проблеме «Употребления единых терминов в области физической культуры и спорта», по итогам которой получил квалификационный сертификат специалиста.
В настоящее время Иван Семенович Алексеев, Саян Тумэнович и Санжи Владимировна Арамхиевы учатся в аспирантуре Бурятского государственного университета (г. Улан-Удэ).
До сегодняшнего дня многими преподавателями (Алексеевым И.С., Антроповым А.И., Бардамовым Г.Б., Батуевым А.И., Тагангаевой Н.А., Шулуновым А.Р., Цыремпиловым В.Б., Суворовой М.В., Арамхиевым С.Т., Арамхиевой С.В., Пильчиновым В.В. и др.) каждый год публикуются научные статьи в разных российских сборниках по рассматриваемым ими проблемам исследования.
На кафедре физического воспитания имеет определенные особенности, состоящие в сочетании учебно-методической и научно-методической деятельности, в которой совместно участвуют научно-педагогические работники и студенты. На этой основе выбрана кафедральная общая тема: «Основы управления подготовкой спортсменов с учетом их этнопедагогических и этнопсихологических особенностей» (руководитель Г.Б. Бардамов).
Данная кафедральная научно-исследовательская работа преследует три основные цели:
а) использование творческого потенциала преподавателей для решения важнейших проблем в области физической культуры и спорта;
б) повышение квалификации преподавательского состава;
в) выполнение диссертационных исследований по педагогическим специальностям, прежде всего по теории и методике профессионального образования в рамках профиля выбранной специальности.
Отсюда научно-исследовательская работа на кафедре осуществляется в разных направлениях спортивной подготовки спортсменов-атлетов по различным видам спорта, что характеризует узкую направленность исследования проблемы конкретного вида спорта. Так, например, Г.Б. Бардамовым определена тема докторской диссертации «Научно-методические основы управления подготовкой спортсменов-единоборцев с учетом их этнокультурных особенностей».Значимость участия преподавателя в исследовательской работе является важнейшим фактором не только в вопросе повышения квалификации, стремлении поднять свой уровень эрудиции, расширить мировоззренческий свой кругозор, но и повысить свое владение педагогическим мастерством. Так как преподаватель, который не ведет активную исследовательскую работу, не может успешно осуществлять творческую подготовку студентов.